Закон о психиатрической помощи регламентирует порядок оказания психиатрической помощи, процедуру госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке и применение иных недобровольных мер медицинского характера. В частности, в 3 пунктах 29-й статьи закона приведены основания для госпитализации лица, страдающего тяжёлым психическим расстройством, в психиатрический стационар в недобровольном порядке:
- его непосредственная опасность для себя или окружающих, или
- его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или
- существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи[2].
В нормативных актах, постановлениях и приказах Минздрава РФ, рассматривающих порядок и принципы недобровольной госпитализации, отсутствует чёткое определение понятия «тяжёлое психическое расстройство». Не даётся также определения термина «непосредственная опасность»[9]. Согласно приказу Минздрава РФ «О скорой психиатрической помощи» от 8 апреля 1998 года, основанием для недобровольной госпитализации могут служить не только психотические, но и аффективные состояния (к примеру, непсихотическая депрессия), а также психопатоподобные расстройства[10].
Всем известно, что диспансеризация хронических больных, а тем более психиатрических - осуществляется формально. Первыми неправильное поведение замечают родственники. А если их нет, то соседи.
Много лет женщину забирали на стационарное лечение, когда она выбрасывала из окна вещи, нападала на детей, включала по ночам на полную громкость пластинки, с балкона угрожала проходящим мимо гражданам. За последние годы она дважды устраивала поджоги в подъезде с задымлением и закопчением стен, обоев, нарушением электропроводки. Жильцы собирали подписи с просьбой отправить больную в интернат для психохроников в связи с непредсказуемостью поведения. Получили официальный ответ, что изоляция возможна только с личного согласия и заявления больного.
И вот наступил час, когда возникла непосредственная опасность для окружающих. Женщина устроила в квартире пожар. Днём в своей квартире я почувствовала запах дыма, он шел из вентиляционных отверстий в ванной и кухне. Квартира моментально заполнилась едким дымом. В коридоре было темно и дымно, пришлось срочно закрыть дверь, выскочить, в чём была, на балкон и вызвать пожарных. Они уже выехали раньше, так как из окон второго этажа валил дым, а на балконе хохотала сумасшедшая. Потом я с мокрой тряпкой на лице, оделась, собрала документы, бросила другие мокрые тряпки под дверь и в вентиляционные отверстия. Жители этого подъезда стояли на балконах ( с другой стороны дома) и переговаривались. Пожарные вскрыли дверь, вывели больную, она хоть и сопротивлялась, но явно радовалась такому вниманию со стороны пожарных, медиков и полиции.
Отключили свет, залили огонь водой. Ночевать в квартире было невозможно, провели ночь у родственников. Правда, свет подключили к концу дня, а вот интернета не было сутки, не работает домофон уже четвертые сутки.
С кого теперь жители спросят за стресс, кто будет устранять последствия пожара в подъезде, кто возместит убытки соседям, у которых погорел балкон и закоптились стены? Как поможет нам действие Закона о психиатрической помощи?
На кухне сама больная выбила стекла ещё накануне, а на балконе разбили, наверное, пожарные, когда приставляли лестницу для спасения сумасшедшей женщины из окна. Коммунальщики в тот же день заделали окно на кухне клочком фанеры, чтобы батареи в квартире не размерзлись. Тогда весь дом может остаться без тепла.
На последнем снимке двери погоревшей квартиры, ещё пока не приваренные, а кое-как прислоненные в дверной проем. И, наконец,, последний вопрос: -"Где будет жить психбольная, если она, не дай бог, возвратится из больницы?"