Мои родители приехали на Урал для освоения целинных и залежных земель из центральной части России.
Они дружили с семьей уважаемого казаха.
Среди большого количества его детей был мой ровесник Толгат. Когда мы подросли, взрослые шутили, что он готовит «калым», чтобы выкупить меня в жены после окончания школы. Где он теперь, я не знаю. С его сестрой я встречалась четверть века назад. Она работала учителем русского и литературы в средней школе п. Александровка Кизильского района. У казахов есть обычай отдавать первого ( старшего) внука бабушке и дедушке на воспитание. И ребенок называет их мама и папа (ата). Если рассказать обо всех традициях и обычаях казахского народа, то получится целая история. Каждый праздник или какое-то событие отмечались по-разному, будь то рождение ребенка, свадьба, Навруз.
Жизнь в походных условиях, практически никогда не прекращавшиеся набеги врагов, выработали у казахов-кочевников неприхотливость, решимость перед лицом надвигающейся опасности. Поскольку жизнь и благополучие казахов, зависели от выносливости, силы, ловкости и смекалки, с самого раннего детства особое внимание в степи уделялось привитию именно этих качеств. Поэтому многие казахские обряды, так или иначе, связаны с рождением, детством, юношеством и совершеннолетием молодого человека. Например, на празднестве по поводу рождения сына - состоятельные люди готовили щедрые угощения, приглашали жителей не только своего, но и соседних хуторов, устраивали состязания певцов, джигитовку на конях. Ребенка нередко нарекали именем почитаемого в роду человека. У казахов родословная велась по мужской линии. Казах считал своим внуком - только того, кто рождался от сына. Ребенок, родившийся от дочери, назывался - племянником, а его ребенок - отпрыском племянника. По неписанному закону степей, дочерей отдавали в жены только людям из других родов и хуторов и потому их дети не могли рассчитывать на « звание» прямых потомков главы семейного рода. Было даже такое выражение - племянника не считай своим! Только теперь, в наше время, детей, родившихся от дочерей, стали называть внуками.
В казахской семье отмечали такие события, как - укладка новорожденного в люльку, с намёком на то, чтобы быстро рос и набирался богатырского здоровья; - первые шаги ребенка, чтобы он умел ходить и быстро бегать. В этот день по казахскому обычаю в юрту, где малыш сделал свой первый шаг, было принято звать самого старого и уважаемого человека на хуторе, чтобы он разрезал ножом специальные веревки, опутывающие ножки ребенка. Посадка на лошадь с передачей в руки не только плетки, но и копья, чтобы наследник умел ездить верхом, метал копья лучше всех, далеко и точно.
Затем следовал обряд обрезания. В этот день родители 5-7 -летнего сына зовут в юрту достопочтенного муллу. И тот совершает обряд, после чего щедро вознаграждается. Затем по обычаю начинается праздник. Созывается много гостей, родственников из соседних сел, те в свою очередь делают подарки ребенку и его родителям.
У казахского народа есть прекрасный обычай: дорогому гостю, акыну, батыру, борцу или уважаемому человеку дарить коня и накидывать на плечи чапан. Этот обычай продолжает жить и в наши дни. Он - яркий показатель многогранной традиции, культуры казахского народа. Про коня я не помню, но уважаемому гостю за столом подавали вареную голову барашка. А наивысшей степенью уважения к гостю было потчевание его куском мяса из бешбармака рукой хозяина. Называлось – асата. Мама не любила барашка и конину – для неё варили гуся. Честно говоря, она любила выше перечисленное мясо, но боялась заразиться бруцеллезом. Это заболевание было распространено в совхозе среди мелкого рогатого скота в пятидесятых-шестидесятых годах. Когда собиралось много гостей –это называлось той. В детстве мне пришлось присутствовать на казахской свадьбе. Праздновали три дня. Людей в степи было много – как на большом стадионе. Детям было жарко, пыльно и скучно. Но все были заняты. В степи было большое оживление, движение пешком и на конях. Скачки на лошадях, победителю вручили ягненка. Жениха не помню. Помню все гости смотрели на невесту. Она была закутана с головой в национальные одежды. Дарили богатые подарки – отару овец, например.
Со слов родителей слышала про это. Это детские воспоминания. На самом деле происходит вот что. Свадебные традиции Казахстана обусловлены кочевым характером образа жизни казахов. Очень часто молодые не имели возможности встречаться вообще. Встретившись однажды и приглянувшись друг другу, они могли до свадьбы больше и не увидеться. Предложение руки и сердца в этом случае «передавали» со старшим братом или отцом.
Выбор невесты происходил у казахов очень интересно. Если в аул заезжал путник неженатый или с неженатым сыном, то ему тут же представляли всех имеющихся в селе незамужних девушек. Они выстраивались в шеренгу, а потенциальный жених выбирал себе невесту. Тут уж приходил черед девушки каким-то образом обратить на себя внимание джигита. Выбрав себе невесту, юноша сообщал свое решение отцу невесты, а потом уезжал. На одну и ту же девушку могли претендовать несколько джигитов, но получал ее руку тот, кто первым пришлет старшего брата с калымом и увезет ее. Очень красив свадебный наряд казахской невесты. На ней белое платье с широкими рукавами, отделанными гофрированными воланами, а поверх платья одевают расшитый золотым орнаментом красный бархатный жилет. На голове обычно национальный головной убор, украшенный лентами и перьями, который тоже великолепен. С самого утра в свадебный день в доме невесты резали барана и готовили сорпу – горячий бараний бульон с луком и специями. На свадебном столе у казахов обязательно присутствует бесбармак, куырдак, баурсаки и мясо барана. Среди деликатесов следует упомянуть курт, соленый сыр, и иримшик, сладковатый молочный сыр.
Сваты и родители жениха приезжали в дом невесты со сладостями и подарками, обязательно привозили кольцо, ткань для платья, подарки. Кстати, кольцо на безымянный палец невесты одевает родственница жениха, а не жених. Она же надевает на невесту ожерелье и серьги – знак того, что состоялось обручение, и помолвка не может быть расторгнута.
Всю свадьбу специально приглашенный акын поет обрядовые песни той бастар.
Невеста на свадьбе казахской не присутствует. Поле того, как гости садятся за столы, невесту увозят в дом жениха, усаживают в дальнюю темную комнату, и там она должна сидеть до первой брачной ночи.
Вообще, казахская свадьба как бы распадается на две части: на молодежную свадьбу и кудалык, ее традиционную часть. На кудалык собирают так называемый коржун с подарками, который каждая сторона преподносит другой стороне.На традиционной части свадьбы соблюдаются все обряды, готовится обязательно блюдо из печени с курдючным салом.
Сейчас вопрос калыма за невесту уже соблюдается не так строго, как раньше. Чаще всего он выплачивается в форме материальной помощи молодой семье: родители невесты покупают им в квартиру мебель, бытовую технику или что-то необходимое. Часто в виде калыма родители невесты дарят квартиру или дом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий