Пятьдесят пять лет назад, как и сейчас, зимой на Урале быстро темнело, поздно наступал рассвет. Наступал длительный отопительный сезон. А с ним и частые пожары в деревне. . Чаще всего горели сараи с животными. Когда случался пожар, длительное время в воздухе был запах горелого мяса и гари. Был установлен порядок при тушении пожаров. Раздавались удары по рельсу. Звон стоял на всю деревню. Все знали, что случилась беда. У каждого двора имелась пожарная доска, на которой висели пожарное ведро, или багор, или топор. Жители хватали, предписанные им средства тушения, и мчались тушить пожар. Чаще пожары были по ночам. Зарево стояло высоко. Детей на пожар не брали. Мы смотрели из окон. Было очень жутко. Не спали до утра. В таких случаях отключали свет во всем селе. Это добавляло нам страха. В такие вечера ложились спать пораньше, требовали у бабуси страшных историй из жизни про похищения, убийства, таинственные происшествия. После рассказов про домового, барина, панночку и другую жуть, бабуся, стоя у кровати на коленях, долго молилась. Мы с братом за это время успевали заснуть и не знали во сколько она легла спать. Тем более, мы не знали, во сколько она вставала. Только перед уходом в школу на столе стоял завтрак.
Да и без пожаров были перебои с электроснабжением. Это теперь на несколько домов имеется свой «Фидер», а в те годы свет отключался во всей деревне. На этот случай дома в укромном местечке стояла эмалированная кружка с солью,
а в ней была воткнута парафиновая свеча.
В ночи без электричества, при свете свечей в окнах мелькали длинные тени от перемещающихся по дому людей. Даже отсутствие света, долгими зимними вечерами , не являлось причиной для появления в школе с не выученными уроками. А если учесть, что писали чернилами из «непроливайки» перьевой ручкой,
клякс в тетради было много.
Вот как это было до появления шариковых ручек. Для чернил нам служила вот такая чернильница из толстого стекла или подобная.
Стояла она на каждой парте. Два человека, сидящие за одной партой макали в нее ручки. Через несколько написанных букв ручку опять надо было макать в чернила.
После окончания уроков чернильницу надо было забирать с собой, поставить аккуратно в портфель, так как в этот класс приходила вторая смена. Для предохранения от пролива при падении, чернильница в верхней части имела конус, направленный узкой часть во внутрь чернильницы. Поэтому ее и назвали «непроливайка». Приходилось делать «затычку» из бумаги. Но это не помогало. Помогало, П если чернил было налито немного и чернильницу быстро поднимали. А как можно было уследить нам за чернильницей внутри портфеля! А если еще этим портфелем надо было кого-нибудь стукнуть по спине или голове. Или прокатиться зимой на портфеле вместо санок! Поэтому, часто случалось, что чернила разливались внутри. Вымазывался портфель, содержимое, потом — руки, при попытке вытащить чернильницу и тетради из портфеля. У моего отца на работе была более "современная" ручка из пластмассы, а не деревянная.
У него еще была промокашка, которая называлась "пресс-папье".
Из ВИКЕПЕДИИ:
Пресс-папье́ (фр. presse-papiers, от presser — нажимать и papier — бумага):
-тяжёлый предмет из бронзы, мрамора, стекла и т. п., которым придавливают лежащие на столе бумаги, чтобы они не рассыпались, не складывались и не разлетались;
-один из предметов письменного набора, представляющий собою полукруглый брусок с рукояткой сверху и с прикрепляемым снизу листком промокательной бумаги; служит для промокания написанного.
Да и без пожаров были перебои с электроснабжением. Это теперь на несколько домов имеется свой «Фидер», а в те годы свет отключался во всей деревне. На этот случай дома в укромном местечке стояла эмалированная кружка с солью,
а в ней была воткнута парафиновая свеча.
В ночи без электричества, при свете свечей в окнах мелькали длинные тени от перемещающихся по дому людей. Даже отсутствие света, долгими зимними вечерами , не являлось причиной для появления в школе с не выученными уроками. А если учесть, что писали чернилами из «непроливайки» перьевой ручкой,
клякс в тетради было много.
Вот как это было до появления шариковых ручек. Для чернил нам служила вот такая чернильница из толстого стекла или подобная.
Стояла она на каждой парте. Два человека, сидящие за одной партой макали в нее ручки. Через несколько написанных букв ручку опять надо было макать в чернила.
После окончания уроков чернильницу надо было забирать с собой, поставить аккуратно в портфель, так как в этот класс приходила вторая смена. Для предохранения от пролива при падении, чернильница в верхней части имела конус, направленный узкой часть во внутрь чернильницы. Поэтому ее и назвали «непроливайка». Приходилось делать «затычку» из бумаги. Но это не помогало. Помогало, П если чернил было налито немного и чернильницу быстро поднимали. А как можно было уследить нам за чернильницей внутри портфеля! А если еще этим портфелем надо было кого-нибудь стукнуть по спине или голове. Или прокатиться зимой на портфеле вместо санок! Поэтому, часто случалось, что чернила разливались внутри. Вымазывался портфель, содержимое, потом — руки, при попытке вытащить чернильницу и тетради из портфеля. У моего отца на работе была более "современная" ручка из пластмассы, а не деревянная.
У него еще была промокашка, которая называлась "пресс-папье".
Из ВИКЕПЕДИИ:
Пресс-папье́ (фр. presse-papiers, от presser — нажимать и papier — бумага):
-тяжёлый предмет из бронзы, мрамора, стекла и т. п., которым придавливают лежащие на столе бумаги, чтобы они не рассыпались, не складывались и не разлетались;
-один из предметов письменного набора, представляющий собою полукруглый брусок с рукояткой сверху и с прикрепляемым снизу листком промокательной бумаги; служит для промокания написанного.
Комментариев нет:
Отправить комментарий